Гулидова Елена Евгеньевна. Персональный сайт
Родительское собраниеРодительское собрание во 2 младшей группе «Учите детей говорить правильно»
Цель: демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи. «Сколько тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка». Когда наконец ты это запомнишь!» - сердится мама на трехлетнего карапуза. Так бывает часто: малыш бойко тараторит, но не выговаривает отдельные звуки, по-своему переставляет слоги в словах. Не волнуйтесь, ничего страшного! В 3 года звукоподражание у ребенка еще не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5,5 – 6 годам. Если в этом возрасте в его речи останутся серьезные дефекты, тогда действительно стоит обратится к логопеду. Существуют ли нормы развития речи ребенка? Твердых, конечно, нет, потому что процесс речи у каждого индивидуален. Тем не менее, есть определенные ориентиры, о которых родители должны знать. Например, в 3 года малыш должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно». Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» - он ответит «классного» вместо «красного», - все в порядке, хуже, если вы услышите «классная». В 3 года ребенок должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежей и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямое: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребенка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки - «р» или шипящие. Как же проверить уровень развития речи? · Если вас что-то настораживает в речи ребенка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите ее вместе. «Кто здесь нарисован?» - «Мальчик». – «Что он делает?» - «Играет». – «А во что он играет?» - «В мячик». – «Какого цвета мячик?» - «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребенок. · Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку и т.д.). · Неправильно произносит звуки? Четко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» - солнышко, велосипед, часы и т.д. · Бывает, что ребенок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например, говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях четко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить по-прежнему. Ничего удивительного: он еще не научился слышать себя, можно записать разговор на диктофон и дать ему послушать Развитие произношения совместная работа с ребенком) · Гимнастика для язычка. · Игры – тренировки, позволяющие ребенку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить. Практическая часть - А сейчас, мы с вами поиграем и научимся немного тем играм, которые могут вам пригодиться в работе с вашими детьми. 1. Упражнение «Подбери слова» Подберите эпитеты к словам: · «снег» (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, хрустящий, скрипучий); · «человек» (замечательный, вежливый, участливый, доброжелательный, открытый, сердечный). 2. Упражнение «Положительный пример» Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, что бы подавать ребенку пример. Ситуация 1. Малыш рассыпал банку с крупой. У вас резко портится настроение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо этого скажите: «Хм, я только что убрала и не выношу грязный пол. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь». (по рассуждать с родителями)
3. Гимнастика для язычка Нередко ребенок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока еще «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5 – 10 минут. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений. Давайте представим себя детьми и попробуем их выполнить. Итак, усаживаем ребенка перед зеркалом. Он должен сидеть ровно, хорошо себя видеть, а так же должно быть хорошее освещение. Все упражнения проводятся в игровом сюжете. (Истории про язычок). 1. «Лопаточка» 2. «Как едет лошадка?» 3. «Маляр» Упражнения для губ: 1. «Улыбка» 2. «Заборчик» 3. «Хоботок» 4. «Трубочка» Все упражнения хорошо объясняются и показываются. Во время выполнения необходимо комментировать правильность его выполнения. Через неделю –две ежедневных занятий с ребенком вы увидите результаты. Если перемены заставляют себя ждать, стоит обратиться к логопеду. Повторяю еще раз: занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет. Спасибо за внимание и успехов вашим детям в овладении правильной речью! 2 декабря 2015 в 22:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.