Гулидова Елена Евгеньевна. Персональный сайт
Рабочая программаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 » города Болхова
Утверждаю: Заведующая МБДОУ «Детский сад №2» ___________В.А. Сахарова «____»_____________2015 г.
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 6 -7 лет
Срок реализации: 2015-2016 уч. год
Составитель учитель-логопед: Е. Е. Гулидова
2015 год
Содержание:
1. Пояснительная записка. 3 2. Характеристика контингента воспитанников.8 3. Характеристика речи детей с фонетико- фонематическим недоразвитием и ОНР III уровня речевого развития. 8 4. Характеристика речи детей 6 -7 лет с нормальным звукопроизношением. 9 5. Направления коррекционно-развивающей работы. 10 6. Особенности организации работы по коррекции речи. 11 7. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика). 15 8. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика). 17 9. Содержание логопедической работы на логопедическом пункте. 19 10. Ожидаемый результат. Планируемые результаты логопедической работы. 21 11. Формы и средства организации образовательной деятельности. 22 12. Организация предметно-развивающей среды. 25 13. Литература. 26
1. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. В основе создания этой программы использовала опыт работы на дошкольном логопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем не совсем подходят для использования на логопедическом пункте детского сада и не предполагают использование новых методов, приемов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. За основу составления рабочей программы взяла методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, 3-е издание, исправленное и дополненное. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саде. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, 3 как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. В МБДОУ «Детский сад №2 » осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе детей с тяжелыми речевыми нарушениями речи, таким как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ занятий по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде. В нашем дошкольном образовательном учреждении детского сада реализуется программа Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». В этой программе занятия по речи предусмотрены в образовательной области «Развитие речи». Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан Пин», а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования и организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые Сан Пинами. Продолжительность одного занятия от 15 до 20 минут. Продолжительность занятий 6 - 7-го года жизни 25 минут. Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь. В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи: - раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; - преодоление недостатков в речевом развитии; - воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие 4 слухового восприятия; - подготовке и обучению грамоте, овладение элементами грамоты; - формирование навыков учебной деятельности; - осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений. Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. Сроки и реализация программы: 1половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации. С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения. С мая – экспресс – обследование речи детей + связная речь. С 1 июня – повторение пройденного материала. Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную, допрофессиональную. В данном методическом пособии Коноваленко нашла отражение индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей. Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук. Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков, как минимум: - пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубно – боковые); - четыре шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно – боковые); - соноров Р, Р' (горловые или боковые); - сонора Л (носовой или двугубный W). Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звукослоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии. Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий: - индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на полгода; - артикуляционную гимнастику; - гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук; - работа с семьями детей по коррекции образовательной программы; - работа с воспитателями и педагогами. Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей. Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем работы занятий (индивидуальные и подгрупповые) по звукопроизношению по усмотрению логопеда. Из расчета 5 2-3 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые. Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие. Образовательная нагрузка рассчитана на 1 год, без учета новогодних каникул и трехлетних месяцев. Форма работы (организации) – подгрупповая, в миниподгруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста. Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев; ФФН и ФН – 1 год, ОНР III – IV уровня развития – 1-2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка. Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. ФН – 2 раза в неделю; ФФН – 2 раза в неделю; ОНР III – IV уровня развития – 2-3 раза в неделю. Занятия с детьми проводятся в первой половине дня. Характер результативность цели логопедической программы определяются следующими принципами: 1. принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития. 2. принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи. 3. деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии. 4. принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. 5. учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения. 6. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка. 6 7. учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон. 8. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.). 9. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи. В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы. Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов Программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др. Заключение. Данная программа доступна к применению в детском саду на условиях дошкольного логопедического пункта. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков. Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной программы. 7 2. Характеристика контингента воспитанников. Структура дефектов у дошкольников неоднородна. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами:
3. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и ОНР III уровня речевого развития. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи. К ОНР отнесены дети с остаточными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен. Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
8 4. Характеристика речи детей 6-7 лет с нарушенным звукопроизношением. Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики. Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками. Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения. 9 5. Направления коррекционно-развивающей работы. - формирование полноценных произносительных навыков; - развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; - развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их особенностей в предложении; - обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; - восприятия умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять различные конструкции предложений в самостоятельной связной речи: - развитие связной речи в процессе работы над пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; - формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, коррегировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что готовят они детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе. На логопункте фронтальные занятия по программе не предусмотрены.
10 6. Особенности организации работы по коррекции речи. Содержание логопедической работы. Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год. Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются развлечения, игры. Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов. I. Подготовительный этап Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе. Основные направления на данном этапе: - формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них; - развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; - развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; - развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики; - укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение. Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. II. Формирование произносительных умений и навыков Задачи: - устранение дефектного звукопроизношения; - развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Виды коррекционной работы на данном этапе следующие. 1. Постановка звуков в такой последовательности: - свистящие С, З, Ц, С’, З’; - шипящий Ш; - сонор Л; - шипящий Ж; - соноры Р, Р'; - шипящие Ч, Щ. Способ постановки смешанный. Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): 11 - для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»; - для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; - для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; - для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно. 2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека). - С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах. - Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных. - Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. 3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах. 4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом. 5. Дифференциация звуков: - С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш; - Ж – З, Ж – Ш; - Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ; - Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш; - Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л; 6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…). III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтезапараллельно с коррекцией звукопроизношения. IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, 12 мышления на отработанном в произношении материале. V. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка. VI. Развитие связной выразительной речина базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи. Обучение рассказыванию. Направления логопедической работы. Направления логопедической работы в подгруппах: - развитие фонетико-фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; - закрепление навыков звукопроизношения (реализация этапов автоматизации и дифференциации звуков речи); - совершенствование общей координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук; - обучение грамоте Наполняемость подгрупп и периодичность логопедических занятий с детьми
На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: 1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков). 2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата). 3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук). 4. Постановка звуков разными способами. 5. Автоматизация звуков в речи. 6. Дифференциация звуков в речи. 7. Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.
13 План индивидуальных занятий с детьми имеющими речевые нарушения. 1) Подготовительные упражнения. 2) Постановка звуков. 3) Автоматизация навыков произношения звуков в слогах. 4) Автоматизация навыков произношения звуков в словах. 5) Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях. 6) Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.
14 7. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика). Пояснительная записка. Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков. Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями. 1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально. 2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами. Указания к проведению артикуляционной гимнастики 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день: - в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в январе-феврале; - в детском саду с воспитателями и самостоятельно под руководством дежурного ребенка; - с родителями дома. 2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. 3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. 4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений. 6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. 15 7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д. Тематический план индивидуальной (подгрупповой) работы Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.
16 8. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика). Пояснительная записка. Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук. 1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками. 2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика. 3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д. 4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д. Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома: -упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей; - игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки; - пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями. В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
17 Тематический план индивидуальной (подгрупповой) работы Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняются сидя или стоя).
18 9. Содержание логопедической работы. Организационные формы работы. Коррекция звукопроизношения. См. пояснительную записку в разделе «Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год».
План коррекционно-развивающей работы.
19
Всего занятий: 160 занятий
20 Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые): Дети должны уметь: - правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; - четко дифференцировать все изучаемые звуки; - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; - различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»; - производить элементарный звуковой анализ и синтез; - овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. Положительная динамика в речи детей, в овладении основами эффективного общения, в развитии коммуникативно-риторических умений. Обогащение жизни детей разнообразными нетрадиционными, активными формами организации деятельности. Активная позиция со стороны родителей. 21 11. Формы и средства организации образовательной деятельности. Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Обследование проводится по методики диагностики Иншаковой, которая создала для этой цели альбом для логопеда. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. За основу проведения коррекционных занятий взято методическое пособие Коноваленко. Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя-логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительность 20-30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка. Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми. 1. Развитие речи (воспитатели). Развитие фонематического слуха и формирования фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности различные дидактические, подвижные игры для развития речи. Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателями художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине, пересказов знакомых сказок. Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществляется контролем за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по коррекциям логопеда в тетрадях взаимодействия. Развитие познавательных интересов детей в ходе занятия, экскурсий, игр, а также свободной деятельности. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и 22 воспитателей: Приоритеты учителя-логопеда: Приоритеты воспитателя: - звукопроизношение; - моторный праксис; - фонематические процессы; - психологическая база речи; - языковой анализ. – обогащение и активизация словаря. 2. Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель). Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизация внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развитие «мышечного тонуса», развитие слухового внимания, двигательной памяти; Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации. Работа с воспитателями и педагогами
3.Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими). После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Программа предусматривает: - активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.); - помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической 23 тетради, дидактического материала для занятий дома; - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь; - создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно. В работе с детьми опираемся на методические подходы развивающего обучения: - необычное начало занятия; - присутствие на занятии «духа открытия»; - удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»; - предусмотреть при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей; - не оставление без внимания ни одного ответа; - развитие речи в любых формах деятельности; - учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей; - обучение видению многовариативности выполнения задания; - поддержка у детей ощущения успешности.
Работа с родителями
24 12. Организация предметно – развивающей среды: В кабинете используются альбом для обследования речи Иншаковой, дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, речевые профили базовых звуков, «сухой» бассейн, дидактические игрушки и т.д. Материально-техническое обеспечение. 1. Развивающая среда. 2. Дидактические игры и пособия. 3. Иллюстрационный материал. 4. Художественная литература. 5. Методическая литература по речевому воспитанию. 6. Аудиосистема. 7. Зеркала, соски и шпателя. 25 13. Литература: 1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с. 2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с. 3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с. 4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с. 6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с. 7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с. 8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с. 9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»). 10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»). 11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с. 12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР. 13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед). 14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с. 15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда). 16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993. 17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. 26 1 декабря 2015 в 16:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.